Отлип - это поверхностная липкость клеевого слоя. Сила отлипа - это уровень клейкости клеевого слоя. Для разных сусальных листов необходим отлип разной силы. Так, тяжёлая поталь требует самый крепкий отлип, для тонкой потали - средний отлип, для сусального золота - относительно слабый отлип.


золочение золотой поталью резьбы ризы

 Когда говорят, что клей для потали пришел в состояние отлипа или начался отлип, то имеется в виду, что микстион (или мордан) "встал" и теперь он уже не жидкий, тянущийся, а имеющий поверхностную липкость - отлип. Дождавшись отлипа и полного испарения разбавителя можно клеить поталь или сусальное золото.

 Рассотрим отлип на примере водного клея для потали. Непостредственно после его нанесения на позолачиваемую поверхность клей в течение короткого промежутка времени остается жидким. Интервал жидкого состояния водно-акрилового миксиона колеблется от 1 минуты до 1 часа, время зависит от толщины клеевого слоя, температуры и влажности, а также самого состава клея, уровня его разбавленности. Переход водного клея для потали из жидкого состояния в состояние отлипа легко заметить по изменению его цвета. В жидком "невставшем" состоянии микстион белого цвета, а при переходе к липкому состоянию он становится прозрачным, этот процесс обычно виден так как места более тонкого нанесения клея первыми становятся прозрачными, а места скопления клея (например, углубления рельефа) долго остаются белыми.


золочение золотой поталью в интерьере

 Сразу после того как водный мордан станет прозрачным отлип имеет наибольшую силу клейкости. С течением времени отлип "падает", теряется липкость. Через 12 часов листы фольги будет тяжелее приклеить, чем через 15 мин после нанесения миксиона (следует помнить что для стабильной позолоты водный клеевой слой рекомендуют просушить 1 час). Связано это с тем, что молочко для потали имеет в своем составе сиккативы (катализаторы высыхания материала), а также с осаждением пыли на клеевой слой.