Технология нанесения потали.

Выбор технологии нанесения потали зависит от условий в которых производится золочение и стоящих перед позолотчиком задач.


золочение иконостаса зеркальной поталью

У всех технологий нанесения потали есть общие черты:

  1. Сперва выполняется подготовка поверхности под золочение.
  2. Затем наносится адгезив (клей) для сусального листа.
  3. Производится непосредственно укладка листов потали.
  4. Поталь фиксируется защитными лаками.

 Поверхность под нанесение клея должна быть невпитывающей. Например, грунтованной.

 В качестве клея для потали используют масляные и акриловые составы. Акриловые составы (водные и спиртовые клея для потали) осталяют подсохнуть перед золочением на период от 15-60 мин в зависимости от типа клея, толщины слоя, уровня разбавленности, типа разбавителя, температуры и влажности в помещении. Масляные составы достигают состояния отлипа в течение 1-12 часов с аналогичными зависимостями.


позолота иконостаса золотой поталью

После достижения клеем отлипа приступают к нанесению потали. Сусальные листы разделывают на специальной замшевой подушке посредством ножа позолотчика. Листы переносят с помощью статики в веерной кисти. Кусочки потали наносят внахлест притирая по его направлению. После приглаживания потали (сусальные листы должны плотно прилечь по всей поверхности) приклеенную поталь оставляют прихватиться, чтобы сметка оставляла аккуратные стыки не вырывая лишнего с клеевого слоя. Затем выполняют окончательную полировку и смётку лишнего.

Обычно поталь покрывается шеллачным лаком в 1-2 слоя для защиты меди от окисления. Поверх шеллака иногда наносят твердый лак для защиты от механических повреждений.