Каталог товаров

В акварельной живописи важное значение имеет бумага. Акварель — краска прозрачная и фактура бумаги влияет на внешний вид красочного слоя. К тому же, бумага в значительной степени определяет поведение акварельной краски, т. е. то, как она ляжет на бумагу, какие эффекты при этом создаст и т. п. Один из секретов успеха в живописи акварелью заключается в том, как художник использует эти эффекты (разводы, подтеки, переливы, градиенты, размывки…) в изображении предметов. Этих разводов краски не нужно бояться, а наоборот, их нужно уметь использовать в построении изображения и создании образа. От этого умения сильно зависит мастерство художника. Поэтому знать свойства акварельной бумаги важно, хотя сама по себе, бумага, естественно, не гарантирует успеха. Можно писать и на старом клочке обычной бумаги, если знать ее отличительные особенности и то, как их адаптировать к акварельной живописи.

Итак, существуют три основных ключевых свойства бумаги для акварели:

  • Фактура бумаги и ее состав
  • Особенности впитывания воды и удержания пигмента
  • Плотность бумаги

Фактура. Бумагу для акварели делят на три группы по способу прессования и образованию фактуры. И ни одна из них не является хуже или лучше другой, поскольку каждый вид предназначен для конкретных задач. 

1. Гладкая фактура (горячее прессование - ГП). Её выбирает большинство художников. Красочный слой на такой поверхности сохнет достаточно быстро.

Некоторые считают такой вид бумаги слишком гладким и скользким, что создает массу неудобств, при работе с краской. А для некоторых наоборот, весь процесс можно держать под полным контролем, еще и если работать линией и заливкой. На такой бумаге удобно прописывать мелкие детали и работать лессировками. Но вода и акварель здесь словно скользят по поверхности, что не всегда нужно. Однако, такая бумага позволяет делать очень гладкие и мягкие градиенты, когда художник пишет по мокрой бумаге. 

2. Полугладкая фактура  Эту бумагу изготавливают при помощи холодного прессования. Она более рельефная чем бумага, полученная горячим прессованием. На такой бумаге акварель образует характерные заливки красочным слоем, который повторяет фактуру бумаги. Благодаря такой зернистости, акварель лучше и ровнее ложится на поверхность листа, и создает красивую фактуру. Эту бумагу можно считать универсальной т. к. она является чем-то средним между двумя другими видами. Такая бумага может иметь маркировку “not paper”. Это своего рода золотая середина. Такая бумага подходит для художников с небольшим опытом, так такая фактура позволяет одновременно выписывать точные детали и делать широкие мазки. Можно экспериментировать с различными техниками.

3. Грубая фактура (сушка без отжатия): Бугорки и впадины на такой бумаге будут выражены куда сильнее. Такая рельефная поверхность не для тех, кто привык работать с точными ровными линиями и реалистичными изображениями.

За счет впадин на бумаге создается эффект шероховатости, которым можно ощутимо передать зрителям, прочность зданий или сырой погоды. Эта бумага для тех художников, которые предпочитают экспрессивную фактуру, сухую кисть, мазки, проскальзывание и выскребание. Эту бумагу не прессуют, ее фактура образуется естественным образом, благодаря сушке. Рельефная и грубая поверхность дает возможность создавать интересные текстуры в акварельной живописи. Благодаря сильной зернистости акварель лучше сцепляется с поверхностью бумаги и равномерно заливает нужные фрагменты. Акварель в этом случае образует характерные градиенты. Но гладкой живопись уже не будет. Красочный слой будет выраженно фактурным.

Фактура бумаги зависит от волокон, из которой она состоит и от рельефа пресса, если выполняется тиснение. Бумага для акварельной живописи может состоять из волокон хлопка, льна, древесины, а также из их смеси в различных пропорциях. Варианты бывают разные. Но фактура бумаги может еще образовываться путем ее тиснения. Тут производитель может придать бумаге самую разную фактуру: имитировать нити ткани, скорлупу, кожу, простую зернистую фактуру и т. д.


Впитываемость Подобно «промокашке», среди акварельной бумаги есть виды, которые очень хорошо впитывают влагу, но есть и такие, которые впитывают воду не столь активно. Это зависит от проклейки. Как правило, бумага проклеивается специальным раствором, который связывает волокна целлюлозы. Чем больше проклеена бумага, тем слабее она впитывает воду. И наоборот, чем меньше проклеена бумага, тем сильнее она впитывает влагу. Проклейка бумаги бывает двух видов: внутренняя и поверхностная. При внутренней проклейке, в бумажную массу, ещё на стадии производства добавляется клеевой раствор. Таким образом, бумажный слой проклеивается по всей толщине. При поверхностной проклейке, акварельная бумага проклеивается только по поверхности бумажного слоя, после прессования.

Как эти особенности акварельной бумаги влияют на живопись? Если бумага сильно впитывает краску и воду, то частички красящего пигмента попадают глубоко внутрь волокон бумаги. После высыхания, акварельная живопись будет менее сочной и насыщенной по цвету. Также, будет проблематично смывать с такой бумаги уже нанесённый красочный слой, но такая бумага будет хорошо и долго удерживать влагу. А значит, на сильно впитывающей бумаге хорошо писать по сырому. Смочив лист водой, можно будет создавать мягкие разводы краски и красивые градиенты. Если же бумага слабо впитывает акварельную краску, то частички пигмента будут задерживаться только на поверхности бумажного слоя, не проникая глубоко в бумажные волокна. В этом случае живопись сохранит сочность и насыщенность цветов, после высыхания краски. Также, будет проще смывать уже высохшую краску. Акварель, нанесённая на такую бумагу будет образовывать характерные разводы и подтёки, которые могут придать особую красоту акварельной живописи, если они будут растекаться по зернистой бумажной фактуре. Поэтому, художники часто пользуются именно фактурной акварельной бумагой.

Плотность акварельной бумаги

Качественная акварельная бумага не должна скатываться шариками под воздействием кисти или размокать. Кроме того, при выборе бумаги важно смотреть на ее плотность – это, пожалуй, основной критерий качества!

Писать на обычной бумаге с 80 г/м2. не стоит, так как результаты вас только огорчат. Начинающим нужна бумага с минимальной плотностью – 200 г/м2. Есть, конечно, и больше: 300, 640, 800. Чем толще, тем дороже и качественнее. Однако начинающим все-таки с дорогой бумагой лучше не спешить…

Если у вас бумага тонкая, то обязательно её намочите, и растяните на планшете, закрепив кнопками. После высыхания бумага будет ровно натянута и не будет коробиться во время работы.

Как правило, лицевая (рабочая) сторона находится там, где клеймо производителя или фирмы изображено не в зеркальном виде. Если клейма нет, то работать следует на шершавой стороне. Плотность бумаги измеряется в граммах на один квадратный метр. Т. е. это её вес. Чем больше вес, тем, как правило, и больше толщина бумаги. Поэтому под плотностью, чаще всего принято понимать её толщину. Хотя, строго говоря, это не совсем верно. Ведь бумага может быть сильно спрессованной, поэтому при одинаковом весе она будет тоньше. Но в жизни получается, что плотность бумаги — это по-сути её толщина. Плотность акварельной бумаги составляет от 170 до 800 гр. на кв. метр. Чем толще лист акварельной бумаги, тем меньше он деформируется при намокании. Т.е. на нём будет меньше неровностей, бугорков и впадин, которые неизбежны при увлажнении. Чем тоньше бумага, тем больше она коробится. Поэтому акварельную бумагу принято натягивать на планшет или стиратор. Для этого её смачивают водой. Она растягивается, увеличиваясь в размерах. Далее, её фиксируют по периметру планшета клеем или кнопками. После высыхания, бумага уменьшается в размере и натягивается на планшет. При таком способе, лист не будет коробится даже во время работы.Основную роль играет материал холста. Традиционно это лен, хлопок или смесь лен/хлопок, хлопок/синтетика. Именно от материала зависит прочность, фактура и стоимость холста.

Холсты.

Холсты из хлопка на сегодняшний день, наверное, самые распространенные и пользуются постоянным спросом. Хлопковый холст материал «послушный», на нем приятно и удобно писать картины в любой технике маслом.

Плюсом выбора холста из хлопка можно сказать:

  • цена холста не столь велика как у льняного;
  • при хорошей натяжке хорошо и удобно писать на хлопковом холсте;

Если говорить о минусах холста из хлопка, то стоит отметит:

  • подвержен накоплению влаги.
  • легко подвергается механическом влиянию;
  • со временем хлопковый холст может провисать.


Холст хлопок более мягкий материал, он быстрее изнашивается, но зато дешевле и больше подходит студентам и начинающим художникам.

Холст из льна. Старые мастера писали свои шедевры только на льняных холстах. Лен зарекомендовал себя как лучший материал для холста. Картины на льняных холстах пишутся уже не одно столетие, в отличии от хлопка который как материал для холста появился не так давно. Выбор льняного холста для живописи является среди художников «благородным» и самым хорошим.

Если говорить о плюсах льняного холста, то стоит отметить:

  • лен не поглощает влагу в отличии от хлопка;
  • менее подвержен провисанию со временем;
  • не настолько подвержен механическим повреждениям;

Минусы:

  • льняной холст стоит гораздо дороже хлопкового;
  • вес его немного больше чем хлопка (если говорить о выставках и отправкой почтой картин);

Лен – более традиционный и более практичный материал. Он крепче, чем хлопок, значительно дольше не изнашивается и имеет больше вариантов плетения:

  • репинский – очень крепкий холст с большим количеством нитей, предназначенный для крупных мазков, пастозной живописи и так далее;
  • театральный – это двунитка, достаточно слабое плетение, предназначен для более жидких работ, для тех, кому нужна фактура самого холста, но не для пастозной живописи;
  • крупнозернистый – подходит для пастозной живописи, но с не сильно выраженной фактурой;
  • мелкозернистый – в основном для тех, кому не нужна фактура, он подойдет для портретной либо лессировочной живописи.

Холст из синтетики.

Плюсы холстов из синтетики:

  • синтетика не гниет и не вбирает в себя влагу;
  • холст из синтетики будет легче, чем холст из натуральных материалов;

Минусы синтетических холстов:

  • как говорят художники они не прошли проверку временем;
  • мало кто практиковался на них, от того сложно сказать, как он ведет себя во время письма.
  • Встречаются также комбинированные холсты: хлопок-лен, хлопок-синтетика. Разные материалы ведут себя по-разному, а в комбинации могут повести себя не предсказуемо.