Каталог товаров

Широкий ассортимент агатовых зубков для полировки сусального золота при водном (на полимент) способе золочения.

Агатовые зубки для позолотчиков, используются для полировки поверхности, резьбы по золоту, серебру. Это незаменимый инструмент любого золотильщика как в церковной иконописи, так и каких либо деталей интерьера. 

Агатовые зубки производятся различных форм и размеров, и зачастую начинающие позолотчики покупают их, не размышляя о том, какая форма им на самом деле пригодится в работе, а какую они купят и положат в свой саквояж с инструментами надолго. В Европе и у нас в художественных магазинах часто можно увидеть зубки на длинной массивной ручке, агат которых выполнен в форме закругленного «перчика». Почему же итальянцы и немцы (для последних зубки изготавливают китайцы) выпускают зубки таких форм?Что золотят в основном европейцы? Интерьеры! Различные розетки, скульптуры, багеты и прочие элементы, позолоченные на деревянной резьбе.

Для этих работ такие тонкие закругленные перчики очень удобны, можно забивать золото между лепестками позолоченной розочки и полировать его там. Там и хват инструмента напоминает хват свечи. В России и других православных странах золотят в первую очередь иконы, практически абсолютно плоские поверхности. Соответственно и форма агатов, и тип хвата зубков полировщиков нужен совсем другой.




Агаты под номерами №5 (меч) и №6 (нож) мы называем универсальными. Ими удобно как полировать гладкую позолоту (без орнамента), так и прорезать сверху по золоту орнамент, который до этого мы вырезали цировкой (подробнее об этом можно прочитать в этой статье). Кладем такой зубок рабочей частью на золото, поворачиваем вокруг своей оси под 45 градусов и полируем. Хват зубочка может быть как у карандаша (снизу), а может быть как у обеденной вилки (сверху). Выбор хвата и угла наклона (зубки 5 и 6 отличаются только углом наклона, назначение у них идентичное) мы оставляем позолотчику, здесь кому как удобно.Агаты под номерами №1 (малый) и №7 (большой) – "перчики" или "клыки" (форма наших "клыков" несколько иная чем у европейцев) используются для полировки внутри орнамента (например, листиков или лозы в растительном орнаменте).

 Почему мы полируем какие-то элементы выборочно? Все опять же зависит от стиля позолоты – православные европейцы: греки, румыны и прочие, полируют золото полностью, часто до зеркального блеска.В России издавна принят более сдержанный стиль полировки, однако не менее красивый – при полировке отдельных элементов, они очень красиво играют на свету (матовый-глянцевый-матовый глянцевый).

Так же для России характерно использование большого количества различных штампов по золоту – чеканов и пуансонов (подробней о них вы можете прочитать в этой статье). Поэтому, эти зубочки призваны аккуратно заполировать некоторые элементы орнамента на иконописной доске, а остальное оставить нетронутым матовым. Различаются эти зубки только размером (до иконы 30*40см рекомендуем брать зубок №1, после этого размера зубок №7)

Зубок номер №3 – «карандаш». Хотя зубки №5 и №6 являются универсальными и ими можно прорезать орнамент сверху на золоте, удобнее делать это зубком №3. Кроме того он оставляет более тонкую линию, что удобно при выборочной полировке, например, лучей в позолоченном нимбе.

Пример полировки тонких лучей агатом-"карандашом"

Зубок №12 – «лопатка» предназначен как раз для мастеров, работающих в греческом иконописном и позолотном стиле. Этот зубок требует бóльшего количества полимента (минимум 20 слоев), однако им можно легко наполировать золото до зеркального блеска.


Собственно, исходя из вышеописанного, минимум необходимых позолотчику агатовых зубков по нашему мнению – два. Один зубочек №5 или №6 для полировки гладкой позолоты и прорезанию орнамента, а второй зубок №1 или №7 – для полировки внутри орнамента. Остальные формы зубочков здорово облегчат позолотный труд, однако не являются обязательными.

Источник:

http://agat-zub.ru/stati-po-zolocheniyu/kakuyu-formu-agatovogo-zubka-kupit-dlya-zolocheniya-ikonopisi